Выборы в Германии-2013: почему 86 процентов немцев разочарованы в политике?
Многие немцы чувствуют себя преданными и «проданными» своими же политиками. Из чувства протеста в это воскресенье многие останутся дома. Как так получилось, и что будет дальше?
Сегодня очень модно не ходить на выборы и заодно сообщать об этом общественности. Раньше «отказниками» были бедняки и безработные, которым нельзя было в них участвовать. Сегодня среди них — всё больше образованных граждан — «абстинентов из лучших классов, как их называет Spiegel. Социологи предупреждают — на пороге новый рекорд по неявке на выборы. Не прийти на избирательный участок может каждый третий немец — если не больше.
Футуролог, политолог и университетский профессор Хорст Опашовски из Гамбурга уверен, что знает, в чём тут дело.
«Граждане больше не чувствуют себя представленными партиями в достаточной мере».
Поэтому, пишет герр Опашовски в своем исследовании «Досада от выборов в Германии», решение не идти на выборы является не спонтанным, а «тщательно обдуманным».
Это не отсутствие интереса к политике как к таковой, полагает ученый. Это отсутствие интереса к способам, которыми в наши дни себя представляет политика.
Слишком хорошо, чтобы быть правдой
«Выходы политиков сегодня инсценированы настолько идеально, что они кажутся очень стерильными», говорит Опашовски. Это пугает многих избирателей. На выборах в бундестаг 1973 года показатель неявки находился на уровне 9,3 процента. К 2009 году он вырос до 29,3%! На местных выборах 2013 года в Шлезвиг-Гольштейне дома осталось 53,3 (!) процента избирателей.
Что так смущает избирателя? По итогам опроса гамбургского института по изучению общественного мнения Ipsus 86% респондентов не чувствуют себя представленными своими же партиями. Партии существуют для сохранения власти, а не ради блага простых немцев, уверен Опашовски.
Доверие к политикам потеряли прежде всего избиратели старше 55 лет. 90 процентов опрошенных сомневаются в честности и надежности политиков. Таким образом последние лишаются самого большого и надежного электората. 82% немцев жалуются на то, что политика занята не политическими проблемами, а инсценировками самих политиков. Опашовски критикует предвыборные дебаты по телевидению и «ТВ-дуэли»: по его словам, смотрящие их люди деградируют до уровня зрителей ток-шоу. «Было бы здорово, если бы за восемь дней до выборов на телевидении нельзя было показывать ни одного политика».
Политшоу не нравится и молодежи (86 процентов). Молодые немцы в возрасте от 18 до 29 лет предпочитают гражданские инициативы, «свободных избирателей» и новые, неконвенциональные партии вроде «Партии пиратов». Часто решение о том, идти или не идти на выборы, они принимают в последнюю минуту. Это означает, что появляется всё больше «Last-Minute-избирателей», которые руководствуются спонтанными настроениями. Программы, соответственно, отступают на второй план. Итог фатален для демократии: политические цели могут быть любыми, партии можно менять как перчатки.
Не слишком-то хороши и сами политики. 75 процентов опрошенных уверены, что «слуги народа» не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Еще год назад таких было всего 67 процентов.
«Да врёшь ты всё»
Немцы ищут аутентичных политиков. Когда Ангела Меркель обещает отвечать на вопросы честно и без обиняков, Гидо Вестервелле спрашивает: «Почему вы выступаете против усыновления детей однополыми парами»? Ответ Меркель: «Это сложная тема для меня». Зритель-избиратель воспринимает это как признак слабости.
Сами политики видят грусть и отсутствие иллюзий электората, и посредством разных кампаний пытаются уговорить людей прийти на выборы. Без особого, впрочем, успеха. Веселых шуточек и цветных плакатов недостаточно для того, чтобы снова сблизить избирателя и политика.
Что делать?
Опашовски не только критикует, но и даёт советы. Больше «прямой демократии» — народных инициатив, референдумов, масштабных опросов. Люди хотят, чтобы с ними считались и привлекали их к решению политических вопросов. А пока профессор требует, чтобы каждый пустой бюллетень учитывался избирательными комиссиями, а соответствующее им количество мест в парламенте оставались пустыми. Так «отказники» (или «белобумажники») могли бы влиять на политику.
Пустые слова? Вовсе нет. Пример: если в парламенте 601 место, а «белобумажники» получили 200 мест, то оставшимся партиям для придется как-то договориться между собой для того, чтобы получить 301 голос (то есть необходимые 50% + один голос). А там, глядишь, если выборы в Германии-2013 , так следующее волеизъявление могло бы быть совсем другим.