Германия и всё о ней — отдых, туризм, авиабилеты, визы, горящие путевки, путешествия, круизы на N-Geist.ru

Выборы в Германии-2013: почему 86 процентов немцев разочарованы в политике?

Выборы в Германии-2013: почему 86 процентов немцев разочарованы в политике?

Многие немцы чувствуют себя преданными и «проданными» своими же политиками. Из чувства протеста в это воскресенье многие останутся дома. Как так получилось, и что будет дальше?

Выборы в Германии-2013
Выборы в Германии-2013

Сегодня очень модно не ходить на выборы и заодно сообщать об этом общественности. Раньше «отказниками» были бедняки и безработные, которым нельзя было в них участвовать. Сегодня среди них — всё больше образованных граждан — «абстинентов из лучших классов, как их называет Spiegel. Социологи предупреждают — на пороге новый рекорд по неявке на выборы. Не прийти на избирательный участок может каждый третий немец — если не больше.

Футуролог, политолог и университетский профессор Хорст Опашовски из Гамбурга уверен, что знает, в чём тут дело.

«Граждане больше не чувствуют себя представленными партиями в достаточной мере».

Поэтому, пишет герр Опашовски в своем исследовании «Досада от выборов в Германии», решение не идти на выборы является не спонтанным, а «тщательно обдуманным».

Это не отсутствие интереса к политике как к таковой, полагает ученый. Это отсутствие интереса к способам, которыми в наши дни себя представляет политика.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

Слишком хорошо, чтобы быть правдой
Слишком хорошо, чтобы быть правдой

«Выходы политиков сегодня инсценированы настолько идеально, что они кажутся очень стерильными», говорит Опашовски. Это пугает многих избирателей. На выборах в бундестаг 1973 года показатель неявки находился на уровне 9,3 процента. К 2009 году он вырос до 29,3%! На местных выборах 2013 года в Шлезвиг-Гольштейне дома осталось 53,3 (!) процента избирателей.

Что так смущает избирателя? По итогам опроса гамбургского института по изучению общественного мнения Ipsus 86% респондентов не чувствуют себя представленными своими же партиями. Партии существуют для сохранения власти, а не ради блага простых немцев, уверен Опашовски.

Доверие к политикам потеряли прежде всего избиратели старше 55 лет. 90 процентов опрошенных сомневаются в честности и надежности политиков. Таким образом последние лишаются самого большого и надежного электората. 82% немцев жалуются на то, что политика занята не политическими проблемами, а инсценировками самих политиков. Опашовски критикует предвыборные дебаты по телевидению и «ТВ-дуэли»: по его словам, смотрящие их люди деградируют до уровня зрителей ток-шоу. «Было бы здорово, если бы за восемь дней до выборов на телевидении нельзя было показывать ни одного политика».

Доверие к политикам потеряли прежде всего избиратели старше 55 лет
Доверие к политикам потеряли прежде всего избиратели старше 55 лет

Политшоу не нравится и молодежи (86 процентов). Молодые немцы в возрасте от 18 до 29 лет предпочитают гражданские инициативы, «свободных избирателей» и новые, неконвенциональные партии вроде «Партии пиратов». Часто решение о том, идти или не идти на выборы, они принимают в последнюю минуту. Это означает, что появляется всё больше «Last-Minute-избирателей», которые руководствуются спонтанными настроениями. Программы, соответственно, отступают на второй план. Итог фатален для демократии: политические цели могут быть любыми, партии можно менять как перчатки.

Не слишком-то хороши и сами политики. 75 процентов опрошенных уверены, что «слуги народа» не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Еще год назад таких было всего 67 процентов.

«Да врёшь ты всё»

Немцы ищут аутентичных политиков. Когда Ангела Меркель обещает отвечать на вопросы честно и без обиняков, Гидо Вестервелле спрашивает: «Почему вы выступаете против усыновления детей однополыми парами»? Ответ Меркель: «Это сложная тема для меня». Зритель-избиратель воспринимает это как признак слабости.

Сами политики видят грусть и отсутствие иллюзий электората, и посредством разных кампаний пытаются уговорить людей прийти на выборы. Без особого, впрочем, успеха. Веселых шуточек и цветных плакатов недостаточно для того, чтобы снова сблизить избирателя и политика.

Что делать?

Опашовски не только критикует, но и даёт советы. Больше «прямой демократии» — народных инициатив, референдумов, масштабных опросов. Люди хотят, чтобы с ними считались и привлекали их к решению политических вопросов. А пока профессор требует, чтобы каждый пустой бюллетень учитывался избирательными комиссиями, а соответствующее им количество мест в парламенте оставались пустыми. Так «отказники» (или «белобумажники») могли бы влиять на политику.

Пустые слова? Вовсе нет. Пример: если в парламенте 601 место, а «белобумажники» получили 200 мест, то оставшимся партиям для придется как-то договориться между собой для того, чтобы получить 301 голос (то есть необходимые 50% + один голос). А там, глядишь, если выборы в Германии-2013 , так следующее волеизъявление могло бы быть совсем другим.